Положение концепции духовно-нравственного воспитания

Уважаемые, родители, предлагаем Вам положения концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, входящей в структуру основной образовательной программы.

В основе организации учебно-воспитательного процесса лежит национальный воспитательный идеал.

Его содержание определяют два важнейших источника:

Первый — Закон «Об образовании». В нем сформулированы национальные задачи, решение которых должно обеспечивать содержание образования.

Второй источник — отечественный педагогический опыт во всей его исторической полноте. Национальный воспитательный идеал имеет конкретно-исторический характер и соответствует условиям определенной эпохи.

Каков он, современный национальный воспитательный идеал и базовая система национальных ценностей, лежащая в основе программ воспитания и социализации школьников?

Образовательный стандарт устанавливает, что программа воспитания и социализации должна быть направлена на духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям своей этнической, конфессиональной или культурной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России.

1

Издавна на  Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан, прежде всего, в образе Христа. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа.

voskresnaya_shkola

Православие объединяло русских (ими считались все принявшие православие, а не только великороссы) людей в единый народ. Именно поэтому защита русской земли приравнивалась к защите православия и наоборот, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси.

Существовала общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь.

В начале XVIII в. формируется новый воспитательный идеал — «человек государственный, слуга царю и Отечеству».

После октябрьской революции 1917 г., в советский период, государство обретает всю полноту власти над гражданином и его частной жизнью.

Спектр жизненных смыслов сжимается до веры в коммунизм и беззаветного служения партии и советскому народу. Важнейшей педагогической задачей становится формирование советского человека, строителя коммунизма.

Сейчас  особое время в российской истории и образовании,  время порождающее новый педагогический идеал — свободная в своем самоопределении и развитии личность.

14

Этот новый  национальный воспитательный идеал опирается на отечественные традиции и сохраняет преемственность по отношению к воспитательным идеалам предшествующих эпох.

Он актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, приверженность традиции.

Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания, по определению нового образовательного стандарта, являются  ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению.

Современный национальный воспитательный идеал —  это  высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Изучение и приобщение к  культурологическим основам традиционных российских религий становится важным компонентом программ воспитания и социализации современных школьников.

Учитывая светский характер образования в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных ценностях

Базисный учебный план открывает возможности для изучения школьниками18 курсов по выбору: «Основы православия», «Основы ислама», «Основы буддизма», «Основы иудаизма». Обязательным требованием изучения культурологических и исторических основ традиционной российской религии является сохранение целостного воспитательного пространства школы.

В содержание гуманитарных учебных дисциплин отдельными разделами будут включены  сюжеты о роли Русской Православной Церкви в развитии нашей страны, будет раскрыто значение других традиционных религиозных организаций и  конфессий в формировании единого российского народа, основ его культуры, жизни, авторитета в Европе и мире.

 

(По материалам — А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»)

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.